Андрадера — выносливая лиана-тропиканка, которой стоит разнообразить сад

Переезд в свой дом на Кубани напрочь отбил у меня желание заниматься комнатным цветоводством. Хотя в Хабаровском крае все по-сибирски широкие подоконники у меня были уставлены горшками и горшочками. Здоровущие контейнеры с крупными растениями художественно размещены по всему дому, а по стенам обязательно что-нибудь плелось… На Кубани зелень в доме как-то теряет смысл: более чем достаточно зелени на улице. То, с чем мы в комнатных условиях носимся, как с писаной торбой, здесь растёт под ногами. Буквально. Зайдя в гости к своей «цветочной» знакомой, я наступила у калитки на побеги анредеры, заплетающей забор. Вот об этой закалённой «тропиканке» и будет статья.

Андрадера — выносливая лиана-тропиканка, которой стоит разнообразить сад

Кто такая андрадера?

В период проживания в Хабаровском крае, анредера сердцелистная (Anredera cordifolia) была моей постоянной недосягаемой мечтой. Очень хотелось завести у себя это кружевное тропическое чудо с невесомо-ажурными ароматными соцветиями. Но взять его было совершенно негде: ни клубни, ни сами растения в продаже мне не попадались, знакомые такую экзотику не выращивали, окрестные оранжереи – не разводили.

Анредера не особенно удобна для продажи: хрупкие стебли, листья и соцветия  обламываются при малейшем неосторожном движении. То есть для максимальной декоративности надо было бы вырастить её самостоятельно. Тем более, что это достаточно просто: обломившиеся веточки у анредеры легко дают корни, под землёй у неё есть клубни, а в пазухах взрослых побегов образуются дочерние клубеньки. Остаётся только найти маточное растение.

Привлекательность анредеры сердцелистной кроется не только в жизнерадостных волнистых сочно-зелёных листиках, длинных тонких побегах, плотно оплетающих опору, кружевных ароматных соцветиях. Это растение ещё и весьма насыщено многочисленными и разнообразными полезными свойствами.

Андрадера — выносливая лиана-тропиканка, которой стоит разнообразить сад

Использование андрадеры в кулинарии и медицине

В европейских и англоговорящих странах лиану часто называют виноградная лоза Мадейры (Madeira vine). Ей посвящены многочисленные исследования — как пищевых, так и ее лекарственных  свойств.

В Индонезии анредеру сердцелистную называют бинахонг (Binahong), в Китае Ден Сан Чи (Dhen San Chi). Там ею лечатся уже больше тысячелетия. Традиционно препараты на основе этого растения используются в лечении сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, подагры, заболеваний печени и суставов, туберкулёза, астмы, геморроя, гастрита. Листья анредеры ускоряют заживление ран (как хирургических рубцов, так и ожогов), имеют антибактериальные свойства. Употребление разных частей растения в пищу способствует выработке половых клеток.

В странах Юго-Восточной Азии в продаже есть препараты бинахонга, российские же владельцы анредеры вполне могут обеспечить себя лекарственным сырьём самостоятельно. Лекарственные свойства имеют все части растения – листья, стебли, корневища с клубнями и даже соцветия.

И это ещё не всё. Анредеру можно есть. Листики её вполне  прилично ведут себя в салате, да и на блюде с зеленью хороши, корневища и клубни богаты крахмалом, их отваривают и едят. В комнатном цветоводстве избыток клубней анредеры, чтобы хватило на еду, маловероятен. В природе же растение распространяется столь агрессивно, что в некоторых странах признано карантинным инвазивным видом. Как повелось, самыми пострадавшими оказались Австралия и Новая Зеландия.

В ботанических названиях всё неоднозначно: анредеру сердцелистную называют Boussingaultia cordata, Boussingaultia cordifolia и Boussingaultia gracilis. Хотя есть отдельный род Anredera и род Boussingaultia в семействе Базелловые, которые, впрочем, многие исследователи объединяют в один род.

Андрадера — выносливая лиана-тропиканка, которой стоит разнообразить сад

Анредера на Кубани

Вид анредеры, растущей у калитки в простом кубанском посёлке, вызвал у меня двойственные чувства: с одной стороны – вот она, моя ароматная мечта, а с другой – висящая на заборе. И на фоне буйствующего неподалёку кампсиса с огромными оранжевыми цветками, она смотрится довольно бледненько. Но мечта, она на то и мечта, чтоб так просто от неё не отказываться.

Хозяйка растения сказала, что анредера растёт у неё в грунте уже несколько лет, надземная часть зимой обмерзает, корневая часть успешно перезимовывает, и весной лиана отрастает заново. Откопать клубень обещала осенью. Но мне же не терпелось! Поэтому мы нащипали черенков.

Черенки без каких-либо ухищрений в баночке с водой за 3 недели отрастили корешки, и в августе я их высадила на постоянное место под большую сливу. Слива была выбрана «жертвой» по нескольким причинам: растёт на хорошо освещённом месте, толком не плодоносит, под ней не застаивается зимой вода, рядом находятся ульи с пчёлами, которым такое ароматное соседство должно понравиться, ну и дерево взрослое — вес лианы, даже если та хорошо разрастётся, выдержит.

Место оказалось довольно удачным, лиана растёт там четвёртый сезон. В первую зиму я её для порядка прикрыла сухими стеблями осенней астры, а сверху плёнкой. Потому как нормальные клубни к первой зимовке она вряд ли нарастила.

Весной анредера выбралась на свет далеко не сразу, только в мае, когда тут уже и сады отцвели, и росла она сначала не торопясь, а потом в самую жару рванула со спринтерской скоростью вверх. При этом самостоятельно за сливу у неё зацепиться не получилось: ствол в 18 см толщиной оказался для этого неудобным. Пришлось ей шпагат привязывать к ветвям. Тут-то она развернулась! Сначала по шпагату, потом по тонким веткам, перекидываясь с одной на другую, освоила половину кроны. Заодно прикрыла ажурной тенью улей в полуденную жару.

В сентябре анредера зацвела. Издали её цветов в кроне и не видно, так, некая светлая дымка. Но если подойти поближе, то можно полюбоваться тонким кружевом бело-жёлто-зеленоватых соцветий и насладиться замечательным ароматом. Пчёлы, кстати, оценили. Что они оттуда берут, я не знаю, но копошатся на этом растении постоянно.

А вот воздушных клубеньков, которые должны образовываться в пазухах листьев, я у неё не видела. Может быть, они просто не успевают образовываться в наших условиях? В сентябре и в октябре лиана цветёт, в ноябре же после первых ночных заморозков надземная часть отмирает.

Листики у лианы съедобные, опробованно. Никакого особого вкуса и аромата в них нет, похожи на шпинат. Но сочные, хрусткие. Клубни не наросли ещё в таком количестве, чтобы выкапывать и есть. Хотя, есть у меня подозрение, что в поедании клубней у нас образовались конкуренты: возле анредеры я заметила характерные отверстия в почве. Да и наш пёс на днях поймал неподалёку от сливы и придушил какого-то мышевидного грызуна.

Андрадера — выносливая лиана-тропиканка, которой стоит разнообразить сад

Андрадера — выносливая лиана-тропиканка, которой стоит разнообразить сад

Анредера в саду средней полосы

Нежностью облика и изысканным ароматом анредера привлекает многих. Вот и одна из моих знакомых, проживающая на юго-востоке Московской области, загорелась её выращиванием в грунте. Клубень мы отковыряли, кстати, они тоже хрупкие, и она осенью увезла его с собой. По результатам экспериментов выяснилось, что хранятся просушенные клубни в опилках в подвале с температурой  +4…+7 градусов очень хорошо. Доставать на проращивание нужно за месяц до высадки в грунт и сажать сразу в кашпо с временной опорой – побеги появляются быстро и сразу начинают плестись.

В саду для анредеры желательно найти самое солнечное место. Застоя воды лиана не любит, с некоторым подсушиванием мирится легко. Опора ей нужна — либо сетка, либо из тонких реек – толстые балки она оплести не сможет.

Как только минует угроза возвратных заморозков, анредеру можно высаживать. Пересаживать, конечно, нужно максимально осторожно – очень уж она хрупкая от корней до листьев. Но зато летом на опоре будет выглядеть сплошной сочно-зелёной стеной и к концу августа покроется облаком ароматных цветов. Цвести будет до первых заморозков и листья у неё всё это время остаются яркими с волнисто-летящими краями. В высоту за лето побеги могут вытянуться метров на 5, так что опора ей нужна немаленькая.

Вредителей, кстати, ни на Кубани, ни в Подмосковье на лиане не замечено: не адаптировались ещё наши вредители к тропической пришелице. Да и высокая влажность, при которой паслёновые съедает фитофтора, тыквенные – пероноспора, а виноград – все болячки сразу, на анредеру никакого отрицательного воздействия не производят. Она в это время как раз цветёт и благоухает.

В грунте в Подмосковье анредера не зимует. Может расти в качестве комнатного и в качестве контейнерного растения, но при вольном содержании цветёт несравнимо богаче. Так что можно разнообразить свой сад летом ещё одной выносливой «тропиканкой».

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: